Как обосновать оплату за наставничество

Наставничество лайфхаки банка русский стандарт

Как обосновать оплату за наставничество

Есть мнение, что наставничество в крупных компаниях присутствует только формально. Отчасти этоправда.

О важности передачи накопленного опыта и знаний не высказывался только ленивый, при этомреальными кейсами руководители почему-то делятся неохотно.

Вроде бы и программы в подразделениях утверждены, и функции наставников прописаны, и дажевознаграждение за обучение новичков предусмотрено, и все равно о результатах или вообще не говорят, или обходятся общими словами.

Почему так происходит, рассказывает председатель правления Банка Русский Стандарт Александр Самохвалов.

На первом месте — отношения в коллективе

Дело в том, что наставничество плохо приживается в компаниях, где нет прозрачной и открытойсистемы взаимодействия между подразделениями. Его можно насильно внедрить, но оно не будетработать.

Другими словами, наставничество невозможно вывести за пределы исключительноформального поля, если за ним не стоит открытость, дружба и сплоченность.

В Банке Русский Стандарт наставничество — это не только способ обучения персонала, но и одиниз ключевых механизмов формирования корпоративной культуры.

Большое заблуждение полагать,что финансовые организации до сих пор отличаются консервативностью и неохотно развиваютуправленческие практики, которые пользуются огромной популярностью, например, у стартапов. Если,конечно, речь не идет о банках-мастодонтах в сфере финтеха, конкурирующих в некоторых сферах с крупнейшими IT-компаниями.

Между тем, в классическом банковском бизнесе тоже давно внедряютAgile, нанимают коучей и могут отличить реплинка от лидлинка. Причем не только в профильныхподразделениях.

Какая система обучения эффективнее?

Наставничество в Банке Русский Стандарт представлено во всем своем многообразии. Вообще, в крупных банках редко можно встретить единый подход к организации обучения. Как, впрочем, и управления другими бизнес-процессами. Достаточно того, чтобы на местах «рулили» грамотные менеджеры, которых ценит и любит команда.

Хотя некоторые крупные игроки экспериментируют, например, с холакратией. На наш взгляд, правильнее давать сотрудникам больше свободы в выбореподходящей для их подразделения методики. Главное, чтобы в основе любой коммуникации между подразделениями оставались ценности банка.

Мы экспериментировали с разными методиками и сегодня у нас применяются все существующиеформы наставничества: менторство, классическое наставничество, супервайзинг, а также новыенаправления, которые пока даже не имеют русского перевода: buddying и shadowing.

Самые «прокачанные» наставники работают в тех подразделениях банка, которые напрямую общаютсяс клиентами: в колл-центре, collection, сети отделений и POS-бизнесе. В каждой из этих структурсвой подход к организации наставничества, соответственно способы обучения и поощрения тожеварьируются.

Например, в колл-центре наставникам за обучение новых сотрудников снижают планпо звонкам, а в collection предусмотрено денежное вознаграждение. В этом департаменте, кстати,на сегодняшний день уже более 50 наставников. К каждому из них прикрепляется максимум дваподопечных, чтобы внимание старших сотрудников не рассеивалось.

Механика работы с новичками зачастую зависит от специфики направления. К примеру, в колл-центрекаждого новенького сопровождает ведущий менеджер. На начальном этапе новый сотрудник парудней слушает, как наставник общается с клиентами. Затем они меняются: опытный оператор онлайн.

Постепенно участие наставника в работе нового слушает новичка, поправляя его в режиме операторасокращается. Смежные подразделения периодически выступают в роли учителей друг для друга.

К примеру,департамент рекламы и поддержки продаж проводит мастер-классы для бизнес-подразделений, на которых маркетологи рассказывают о принципах продвижения банковских продуктов. В рамках этой программы «ученики» делятся на группы, а к каждой группе прикрепляется свой наставник.

Есть в банке и внутренние фасилитаторы — они обучают самих наставников. Кроме того, мыподключаем их к решению спорных вопросов на местах, а еще они помогают руководителямподразделений выявить прежде неочевидные точки роста.

Учим новичков играючи

Особый подход к наставничеству реализован в нашем самом молодом, если судить по возрастусотрудников, управлении — soft-collection. Средний возраст работника там — 29 лет. Причем 118 сотрудникам (из 370) еще даже нет 25.

По данным последних исследований у молодого поколения нетбезусловного доверия к авторитету начальства, они не привыкли работать в системе строгой иерархии.Кроме того, представители I‑generation очень чувствительны к эмоциональному отклику со стороныруководства и сами прекрасно проявляют эмпатию.

Помочь сотрудникам постарше найти общий язык с молодыми коллегами оказалось легко, для этогомы начали развивать их эмоциональный интеллект (EQ). Решить эту задачу нам помогло применениеигровых практик.

Так, геймификация в банке превратилась в один из механизмов наставничества,потому что в soft-collection в Волгограде с новичками работают в основном опытные взрослыесотрудники.

Теперь наши наставники соревнуются между собой и параллельно вместе со своими стажерамиучаствуют в командных играх.

Эмоциональный опыт, полученный во время игры, сближаетсотрудников, подталкивает их больше узнавать друг о друге, проявлять заботу и чуткость. Крометого, мы хотели добиться более быстрой адаптации новичков в период испытательного срока, а ещесформировать внутренний кадровый резерв.

Причем тут футбол?

Глобальной целью геймификации в наставничестве было объединение всех направленийв подразделении с разными задачами в единую команду. Поэтому мы решили взять за основу самыйпопулярный из командных видов спорта — футбол. Мы поделили сотрудников на команды, наставников назначили тренерами.

В офисе повесили большоеизображение футбольного поля и начали наш матч. Суть игры такая: по полю перемещаются фишкикоманд. Они двигаются по своим игровым дорожкам к воротам соперников. Каждые два дня, когдаподходит к концу очередная смена, игроки делают ход.

Команда, показывающая лучшие результаты,получает право владеть мячом и двигать его по полю. На некоторых клетках есть приятные бонусы(билеты в кино, пицца, денежные призы и т.д.), которые разыгрываются отдельно.

С системой поощрений вышла довольно забавная история.

Перед запуском игры, мы опросилисотрудников, каких призов они ждут. Как мы и думали, на первом месте по популярности оказалисьматериальные поощрения.

Но позже по ходу соревнования выяснилось, что лидеры опросов, то есть денежные бонусы, наших игроков радуют меньше, чем, например, персональная благодарностьот руководителя всего департамента. Топ-3 самых популярных «плюшек» за игровые достижениявыглядит так:

Каждый матч в корпоративном «футболе» длится месяц. Победой считается достижение воротсоперника и нанесение «точного удара», то есть успешное выполнение финального теста.

Послепобеды выигравшим вручаются брендированные подарки: тренеру —футболка с индивидуальнымдизайном, а лучшему игроку — блокнот, кружка, значок, ручка или другой сувенир на выбор, а такжевозможность переноса рабочего дня, другие привилегии и индивидуальная карточка, фиксирующаяпопадание в сборную года.

Отличным брендированным подарком, сочетающим в себе еще и материальноестимулирование, могут стать предоплаченные карты. Их можно выпустить для своей корпоративной программы мотивации в Банке Русский Стандарт и премироватьотличившихся сотрудников, размещая на карте необходимую сумму.

Источник: https://www.RSB.ru/journal/articles/mentor/mentor.html

Оплата за наставничество трудовой кодекс

Как обосновать оплату за наставничество

Добавлено в закладки: 0

Многие компании пользуются трудом наемных работников, не имеющих достаточного уровня квалификации и специальных навыков.

Нередко использование подобного неквалифицированного персонала происходит без оплаты труда.

Подобное испытание, которое не превышает двух недель, приводит к тому, что работодатель признает работника негодным и увольняет без выплаты заработной платы. Это является прямым нарушением требований ТК РФ.

Прохождение и оплата испытательного срока обязательно согласно требованиям подзаконных актов, регламентирующих трудовые отношения в РФ.

Что такое стажировка

Под этим термином понимается получение практических навыков молодым специалистом или работником, который в течение длительного времени не работал по специальности и потерял свою квалификацию.

Особенностью осуществления деятельности является возможность закрепления полученных при теоретическом обучении навыков на рабочем месте в соответствии установленными должностной или производственной инструкцией обязанностями. Оплата стажировки работника регламентируется трудовым законодательством. Процедура повышения квалификации обладает положительными и отрицательными чертами:

ПлюсыМинусы
Возможность оценить правильность выбранного вида деятельностиНедобросовестность работодателя. Особенно это характерно для ИП, где стажировка без оплаты труда является обычным делом
Молодой специалист имеет возможность адаптироваться в коллективе, что позволит приступить к выполнению своих прямых обязанностей без стрессов
Обучение работы внутри коллектива или единой команде

Оплата труда работника

Прохождение практики подразумевает трудовую деятельность, которая должна оплачиваться. Оплата стажировки на рабочем месте регламентируется законом.

Это утверждение вытекает из процедуры оформления нового работника. Поскольку при приеме на работу обязательно заключается трудовой договор, где прописываются условия осуществления деятельности.

В настоящее время можно встретить объявления, где предлагают:

  • пройти участие в конкурсе на замещение вакантной должности;
  • прием на работу волонтера;
  • о поиске работника, согласного работать по гражданско-правовому договору или в статусе ИП.

Подобные варианты предполагают отсутствие испытательного срока. Либо может быть заключен договор стажировки без оплаты труда по взаимному согласию сторон.

Законно ли это? Прием работника требует заключения трудового договора (ст.67 ТК РФ). Это означает, что оплата стажировки по трудовому кодексу при заключении договора обязательна и должна быть не меньше установленной МРОТ.

Однако существуют исключения, касающиеся прохождения практики студентами.

При имеющемся договоре между организацией и учебным заведением, предметом которого является прохождения учащимися трудовой практики, оплата стажировки при приеме на работу не осуществляется. Так как ИП или предприятие не вступает в договорные отношения непосредственно с гражданином, проходящим обучение.

В этом случае некорректно говорить о «приеме на работу». Предприятие просто предоставляет возможность будущим молодым специалистам закрепить теоретические навыки.

Ответом на вопрос как оформить стажировку без оплаты законным способом является отсутствие трудового договора непосредственно с работником. Договор на стажировку без оплаты, образец и бланк которого можно скачать в сети является обычным соглашением, где прописываются права и обязанности сторон и оговариваются условия вознаграждения.

Продолжительность испытательного срока

Длительность прохождения практики или процедуры повышения квалификации определяется конкретным видом деятельности и производственной необходимостью. Если с работником, которому требуется приобретение практических навыков, заключается срочный трудовой договор, то срок действия испытательного периода не может быть более двух недель (ст.59 ТК РФ).

В остальных случая по трудовому кодексу продолжительность прохождения стажировки может достигать трех месяцев, а для руководящих должностей полугода.

Расторжение договора может происходить по желанию работодателя при неудовлетворенности им результатами трудовой деятельности стажирующегося или самого работника, если его не устраивают условия работы.

Оплата стажировки происходит согласно отработанному времени по установленному договором тарифу.

Особенностью является отсутствие обязательного условия работнику объяснять причины расторжения договора раньше срока. Работодателю, наоборот, вменяется точное указание причин увольнения стажера до истечения испытательного срока.

Порядок прохождения

Процедура получения практических навыков проводится при приеме нового работника, только что закончившего обучение или переквалификацию.

Существует ряд профессий, допуск к работе по которым осуществляется только после проведения стажировки на рабочем месте.

Образцом является работа водителей автобусов, которые должны проходить при приеме на работу обязательные процедуры испытания для проверки их профессионального пригодности. Причины проведения:

  • на протяжении последнего года водитель не работал по специальности;
  • при переводе работника на новый маршрут или тип транспортного средства;
  • при переводе водителя на управление автобусом, курсирующим по горной местности.

Оплата стажировки водителей производится на общих основаниях согласно действующей в организации формы оплаты труда и определяется условиями договора. Каждый конкретный случай прохождения подтверждения квалификации или назначения испытательного срока определяется руководителем организации или ИП и закрепляется локальными нормативными актами.

Одним из нюансов прохождения производственной практики является оформление наставничества. В этом случае к молодому специалисту прикрепляется опытный работник, назначаемый на основании приказа для контроля и помощи новичку. Оплата наставнику за стажировку производится надбавкой к основной зарплате, в соответствии с положением об оплате труда, действующим в организации.

При приеме молодого специалиста вопрос как оформить его на стажировку, и каким образом осуществляется оплата труда, является актуальным для ИП.

Законодатель не разграничивает обязанности юрлиц и ИП в части необходимости соблюдения трудового законодательства.

Любой предприниматель должен неукоснительно соблюдать нормы закона и производить оплату труда стажера в соответствии с условиями заключенного договора.

biznes-prost.ru

« книга», 2009, N 24ОФОРМЛЯЕМ НАДБАВКУ ЗА НАСТАВНИЧЕСТВОКаждой организации нужны квалифицированные кадры. Но таковые на дороге не валяются. Поэтому во многих случаях работодатель вынужден самостоятельно «выращивать» нужных себе работников.

Один из способов достижения этой цели — прикрепление новичка к наиболее опытному профессиональному сотруднику, то есть к наставнику. Иногда выполнение обязанностей наставника стимулируется выплатой премии. Но правильнее в таких случаях доплачивать работнику за наставничество, то есть установить надбавку к зарплате.

Ведь речь идет о выполнении им дополнительных обязанностей наряду с основной работой.

У бухгалтера, занимающегося расчетом зарплаты и кадровым оформлением, возникает вопрос: можно ли учесть выплачиваемую наставнику надбавку в «прибыльных» расходах и если да, то как ее правильно оформить, чтобы потом не было претензий со стороны налоговиков и трудинспекции?u0006u0003 Вводим надбавку за наставничествоu0007

Источник: https://kpasnokamsk.ru/rabota-s-kadrami/stazhirovka/oplata-za-nastavnichestvo-trudovoj-kodeks.html

Адепт в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: