Количество нко в россии 2020

Содержание
  1. Как новые законодательные нормы повлияют на работу НКО в 2020 году
  2. 1. Правила отчётности об иностранном финансировании
  3. 2. Новые правила бухгалтерской отчётности
  4. 3. Электронные трудовые книжки вместо бумажных
  5. 4. Регулирование сбора пожертвований в ящики
  6. 5. Чиновники и депутаты смогут участвовать в управлении НКО
  7. 6. Использование инвестиционных платформ некоммерческими организациями
  8. Нужны ли стране десятки тысяч некоммерческих организаций
  9. Третий сектор развивается
  10. Заполнить зазор между государством и бизнесом
  11. Уровень доверия граждан к НКО пока невысок
  12. Меньше фантомов — выше престиж
  13. Гражданское общество — не соперник, а партнёр государства
  14. Некоммерческие организации в России
  15. Создание и регистрация
  16. Статистика по НКО
  17. Нко – иностранный агент
  18. Зарегистрированные и признанные иностранные агенты
  19. Социально ориентированные НКО
  20. Финансирование
  21. Финансирование из-за рубежа
  22. Формы некоммерческих объединений в 2020
  23. Формы некоммерческих объединений
  24. Некоммерческий центр
  25. Некоммерческие учреждения
  26. Формы некоммерческих предприятий

Как новые законодательные нормы повлияют на работу НКО в 2020 году

Количество нко в россии 2020

В 2019 году масштабных структурных изменений в законодательстве, регулирующем деятельность некоммерческих организаций, не случилось.

Корректировки носили в основном технический характер, совершенствовали уже существующий механизм правового регулирования. И всё же есть некоторые важные для НКО нововведения.

«Филантроп» объясняет, как это изменит работу некоммерческих организаций в 2020 году.

1. Правила отчётности об иностранном финансировании

Приказом № 279 от 06.12.2019 Минюст России перенёс на 2021 год срок предоставления сведений (пункты 1.4 и 3.3 в форме ОН0002 и пункты 1, 2, 3, 4 в форме ОН0003) от некоммерческих организаций и общественных объединений о доходах от российских юридических лиц, получающих иностранное финансирование.

Напомним, что приказ Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 обязал общественные объединения и НКО отчитываться о доходах, полученных не только напрямую от иностранного государства/организации/гражданина, но и от российских юридических лиц, получающих денежные средства от иностранных источников, а также от лиц, уполномоченных иностранным государством/организацией/гражданином.  

Однако методические рекомендации по заполнению форм и предоставлению отчётности в Минюст РФ и его территориальные органы для НКО так и не были разработаны. Вероятно, в этой связи сроки предоставления указанных сведений отодвинуты ещё на год.

2. Новые правила бухгалтерской отчётности

Ещё в ноябре 2018 года были внесены изменения (№ 444-ФЗ) в Федеральный закон «О бухгалтерском учёте», касающиеся создания государственного информационного ресурса финансовой отчётности.

Новая редакция закона предписывает организациям — в том числе некоммерческим — предоставлять один экземпляр годовой бухгалтерской отчётности только в налоговый орган и исключительно в виде электронного документа. Срок остался прежним — до 31 марта следующего за отчётным года.

Если отчётность требует обязательного аудита, аудиторское заключение нужно предоставить также в электронном виде — до 31 марта либо, если оно сделано позднее, в течение 10 дней после его готовности, но не позднее 31 декабря.

Начиная с отчётности за 2019 год, организации не обязаны предоставлять экземпляр финансового отчёта и аудиторского заключения по ней в территориальные структуры Росстата.

Как устроено социальное предпринимательство: ответы юриста на главные вопросы

3. Электронные трудовые книжки вместо бумажных

16 декабря 2019 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде». Он вступает в силу с 1 января 2020 года и устанавливает новый порядок учёта сведений о трудовой деятельности работника. Это касается и некоммерческих организаций.

С 2020 года все работодатели обязаны регулярно предоставлять в Пенсионный фонд (ПФ) детальные сведения о трудовой деятельности своих сотрудников.

Вся информация, которая раньше фиксировалась в трудовых книжках, теперь будет храниться в электронной информационной системе ПФ. Благодаря этому работник в любой момент сможет получить (на бумажном носителе или в электронной форме) сведения о своей трудовой деятельности, обратившись к последнему работодателю, в Пенсионный фонд, МФЦ или на портал госуслуг.    

В 2020 году организация должна оповещать ПФ о текущих кадровых изменениях (приём, увольнение, перевод сотрудников и т. п.) по специально разработанной форме СЗВ-ТД не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным, а с 1 января 2021 года — не позднее рабочего дня, следующего за днём издания документа, на основании которого происходит назначение/перевод/увольнение сотрудника.

В связи с новыми правилами работодатель обязан до 30 июня 2020 года в письменной форме уведомить каждого сотрудника об изменениях в трудовом законодательстве. До 31 декабря 2020 года работник должен сделать выбор — продолжать работодателю дополнительно вести его трудовую книжку или нет. Тем, кто впервые устроится на работу после 31 декабря 2020 года, трудовые книжки оформлять не будут.

4. Регулирование сбора пожертвований в ящики

В октябре 2019 года успешно прошёл первое чтение в Госдуме законопроект № 441707-7, дополняющий Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)». В новой статье 16.1 закреплено понятие «ящик для сбора пожертвований», а также определён порядок использования этого объекта — как стационарного, так и переносного. 

В числе важных положений законопроекта: обязательное наличие у НКО информации о программе, в рамках которой проводится сбор пожертвований с использованием ящика, и необходимость публикации отчёта об использовании собранных средств; участие независимого лица при извлечении пожертвований из ящика и т. д. Кроме того, требования к ящикам и порядок извлечения пожертвований будут дополнительно регламентированы Правительством РФ.

На проработке находится вопрос о наделении исключительным правом использования ящиков для сбора пожертвований благотворительных организаций — в первоначальном варианте право предоставлено всем некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности.

Законопроект ещё ожидают два чтения в Госдуме, одобрение Совета Федерации и президента РФ, но его вступление в силу запланировано на 1 января 2020 года. 

Новый закон о социальном предпринимательстве: профессиональный разбор

5. Чиновники и депутаты смогут участвовать в управлении НКО

5 декабря 2019 года Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства РФ о противодействии коррупции» (проект № 719227-7).

Действующее антикоррупционное законодательство запрещает чиновникам участвовать в управлении некоммерческими организациями, за исключением политических партий, участия в съездах / общих собраниях общественных организаций, кооперативов и т. п.

Если поправки будут окончательно приняты (сейчас закон находится на рассмотрении в Совете Федерации), члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, депутаты органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственных и муниципальных служащих, смогут участвовать в управлении любой некоммерческой организацией при соблюдении двух условий: на безвозмездной основе и с разрешения представителя нанимателя (для государственных и муниципальных служащих) либо уведомления (для всех остальных). Для участия в управлении политической партией, в съезде или общем собрании иной общественной организации, кооперативах и т. п. уведомлять и получать разрешения не потребуется.

Путеводитель по платформам онлайн-пожертвований для НКО: 8 полезных фактов

6. Использование инвестиционных платформ некоммерческими организациями

С 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 02.08.

2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — «Федеральный закон»), который, на первый взгляд, не оказывает значимого влияния на деятельность некоммерческих организаций, ведь речь идёт об инвестициях как денежных средствах для получения прибыли, что не является главной целью деятельности для указанного типа организаций.

Однако среди некоммерческих организаций вступление в силу федерального закона вызвало много вопросов и беспокойства, что объясняется тем, что многие НКО осуществляют сбор средств на свою деятельность через различные платформы — так называемые краудфандинговые.

Ниже постараемся разобраться, каким образом вступление в силу вышеуказанного федерального закона влияет на деятельность НКО. 

Статья 2 Федерального закона определяет инвестиции как денежные средства, используемые для получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Причём получение прибыли и полезного эффекта возможно путём приобретения ценных бумаг или цифровых прав или путём предоставления займа.

Получение прибыли, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», не является основной целью некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих.

Однако появляется такое понятие, как получение полезного эффекта, под определение которого в целом может подходить деятельность некоммерческих организаций, ведь НКО могут быть созданы для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных и иных общественных благ. 

Инвестиционная платформа, согласно федеральному закону, представляет собой информационную систему в сети «Интернет», которая используется для заключения договоров инвестирования с помощью информационных средств и технологий. Отношения между участниками инвестиционной платформы заключаются договорами возмездного оказания услуг.

Однако надо понимать, что не все платформы, на которых проводится сбор средств, являются по сути инвестиционными платформами.

Существуют онлайн-платформы, участники которых вступают в отношения иного юридического характера (обычно заключаются договоры пожертвования с НКО — участниками таких платформ, а организатором выступает также некоммерческая организация). 

Федеральный закон предусматривает, что НКО как юридическое лицо может привлекать инвестиции, а вот для физических лиц перечень закрытый. Есть чёткое уточнение, что привлекать инвестиции могут только индивидуальные предприниматели.  

Исходя из определения «инвестор» можно также говорить о том, что НКО могут выступать инвесторами. Это также не противоречит ФЗ «О некоммерческих организациях,» так как к источникам формирования имущества НКО относят в том числе дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам.

Хотелось бы также отметить, что список источников формирования имущества НКО не содержит прямого указания на такой вид доходов, как доходы от инвестиций, однако этот список не закрытый, что позволяет говорить о том, что инвестиции могут выступать одним из видов источников формирования имущества НКО.

Отметим, что этот вид источников формирования относится к предпринимательской деятельности НКО, а согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах. Таким образом, только те НКО, в уставе которых прописана такая норма, могут выступать инвесторами. 

Исходя из вышесказанного можно cделать вывод, что на деятельность НКО распространяется указанный Федеральный закон в определённых его частях, НКО могут выступать инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции.

Однако исходя из понятия «инвестиции» в Федеральном законе, можно сделать вывод, что инвестирование производится для получения в будущем какой-либо выгоды, поэтому не следует рассматривать инвестицию для НКО как аналог пожертвования, так как согласно Гражданскому кодексу РФ пожертвование как вид дарения не предусматривает встречного обязательства. 

Благодарим за помощь в подготовке материала Ассоциацию «Юристы за гражданское общество»

Источник: https://philanthropy.ru/analysis/2020/01/09/84656/

Нужны ли стране десятки тысяч некоммерческих организаций

Количество нко в россии 2020

Для повышения мер господдержки и налогового стимулирования благотворительности в нашей стране будет сформирован реестр некоммерческих организаций, в который Минэкономики внесёт сведения о 40 с лишним тысячах некоммерческих организаций.

Соответствующий проект постановления Правительства, опубликованный на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, разработан на базе закона ФЗ-172 с изменениями в часть вторую Налогового кодекса РФ… Необходимы ли стране десятки тысяч НКО — разбиралась «Парламентская газета».

Третий сектор развивается

Социологи делят гражданское общество на три сектора: государственный, коммерческий и некоммерческий. Несмотря на то что о последнем большинство россиян имеет слабое понятие, он — Третий сектор — активно развивается.

Доказательством тому сотни тысяч НКО, зарегистрированных на портале Минюста РФ. Если точно, на сегодня их 208 537 (причём около 140 тысяч из них Минэкономразвития относит к социально ориентированным — СО НКО).

Реально же из них действуют, по оценкам экспертов, лишь 15 процентов.

Поэтому неудивительно, что в реестре СО НКО, подготовленном по поручению Президента РФ, значится — 24 235 некоммерческих организаций. Это — получатели субсидий и грантов из бюджетов разных уровней с января 2017 года, получатели грантов Президента РФ, поставщики социальных услуг согласно ФЗ-442 и исполнители общественно-полезных услуг (НКО-ИОПУ).

Есть другой реестр — наиболее пострадавших в период пандемии некоммерческих организаций — 10 907 НКО: частные образовательные (с лицензией), благотворительные (с упорядоченной отчётностью) и не облагаемые налогами НКО в рамках поддержки науки, образования, культуры и искусства.

Читайте по теме

Сейчас вместо этих двух реестров решено создать один объединённый, который упростит доступ СО НКО к мерам господдержки.

Ироническое восприятие гражданина, воспитанного русской литературой, сразу заставляет вспомнить гоголевского Хлестакова и его 30 тысяч курьеров.

И в самом деле, прямо напрашивается: зачем нам так много НКО и чем они занимаются? Председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова не удивляется вопросу «Парламентской газеты».

«НКО — это форма организации гражданского общества, — отвечает она. — Люди объединяются в социальных интересах по их желанию. Поэтому много НКО не бывает.

Сектор социальных услуг в наше время приобретает всё большее значение в развитии общества. Благодаря ему облегчается доступ граждан к ряду важнейших услуг, что улучшает их жизнь.

Причём Россия отстаёт от других стран. В США, например, не менее миллиона разных НКО».

Базовый закон ФЗ-7 о НКО принят ещё в 1995 году, но их активное развитие началось с 2000-х. С 2006 года на федеральном уровне стали выдаваться гранты, после 2010 года разработкой программ поддержки занялись регионы. Сегодня наряду с Москвой лидерами являются Ханты-Мансийский АО, Урал и Сибирь — Челябинск, Новосибирская и Тюменская области, Красноярский край и Иркутск.

Заполнить зазор между государством и бизнесом

Согласна с этим и эксперт по проблемам НКО, доцент кафедры управления информационными процессами ИГСУ РАНХиГС Оксана Коротеева. Общественная польза от развития Третьего сектора, заявила она «Парламентской газете» в том, что НКО заполняют тот зазор, зону между государством и бизнесом, до которой у первого не доходят руки, а у второго нет интереса.

Именно некоммерческие организации привлекли внимание государства к теме паллиативной помощи. Ещё одна тема — долговременный уход, теперь отражена в нацпроектах.

Сопровождаемое проживание, помощь семьям с подростками, эко-терапия для детей-аутистов, противодействие оставлению младенцев в роддомах и многое другое также оставалось за пределами госинтереса, но сейчас им поддерживается.

Чем эта поддержка выше, тем больше людей получит необходимую помощь.

Как рассказала «Парламентской газете» заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова, благодаря участию негосударственного сектора, особенно некоммерческих социально-ориентированных организаций, сфера социального обслуживания за 20 лет прошла дистанцию огромного размера. В ней возникла конкуренция. Доля НКО на рынке соцуслуг близка к 15 процентам.

Причём привлечение НКО в систему — часть госполитики. Некоммерческие организации внедряют новые форматы помощи, доходят до тех, кто раньше не пользовался ею, но крайне нуждается в ней.

С 2008-2009 годов практически ежегодно обновляется законодательство.

Одобренный в июле сенаторами ФЗ-282 благодаря применению эндаумента (целевого фонда) позволит создавать долгосрочные механизмы для деятельности НКО.

Некоммерческие организации внесли большую лепту в оказание помощи разным группам населения в ситуации пандемии, подчёркивает Елена Тополева-Солдунова: шили маски, доставляли продуктовые наборы, брали из интернатов к себе детей и взрослых с инвалидностью. Открыли «горячие линии» психологической поддержки, помогали освоить дистанционное обучение школьникам, опекали бездомных. Благотворительный фонд Тимченко объединил усилия более 200 организаций по всей стране для помощи людям старшего возраста.

Уровень доверия граждан к НКО пока невысок

По прошлогодним опросам Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, около трети (29 процентов) в 2019 году заявили о своём участии в работе хотя бы одной НКО. Это почти вдвое больше, чем в 2011 году. Но где? В садовых товариществах (7 процентов) и профсоюзах (6 процентов), а в благотворительных организациях — всего 3 процента.

Читайте по теме

Каждый второй гражданин (59 процентов) доверяет хотя бы одной НКО. Об их отдельных видах и гражданских инициативах в своём населённом пункте слышал 81 процент. Вроде бы много, но опять называются профсоюзы, садовые товарищества, общества инвалидов. Так что, голые цифры лукавы.

Лидерами недоверия являются благотворительные фонды (6 процентов), политические партии и религиозные общины. Да, это все тоже организационно-правовые формы НКО.

Как видим, в отличие от государства, у общества уровень доверия к институту НКО пока невысок. Не по причине его плохой работы, а из-за недостатка информированности, считают эксперты. На активную пиар-кампанию НКО средств не имеют.

В СМИ тема прописалась лишь в последние полтора-два года. Сегодня люди уже не связывают НКО с желанием государства «сбросить с себя социалку» и коммерциализировать то, что ранее было бесплатным.

Но даже продвинутая молодёжь, заметили в РАНХиГС, мало или вообще ничего не знает о Третьем секторе.

Некий скептицизм у части россиян исходит ещё из 90-х годов, когда некоммерческие организации работали в основном на средства зарубежных грантодателей. Сегодня он питается, в том числе, и разномастностью объединённых в понятие НКО организаций. Отношение к тем, кто действует в сфере политики, например, переносится на НКО, оперирующие в сфере соцуслуг.

Меньше фантомов — выше престиж

Так, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев в июне заявил, что российские НКО, занимающиеся политической деятельностью, официально получили в 2015-2019 годах от западных спонсоров около 4 миллиардов рублей на подрывную работу против России. Впрочем, теперь Минюст сможет приостанавливать деятельность НКО, финансируемых из США на основании проверок по информации от госорганов или прокуратуры.

В самом получении иностранного финансирования ничего плохого нет, замечает Елена Тополева-Солдунова. Недавно прошёл конкурс Еврокомиссии, где выделены довольно серьёзные гранты для ряда российских НКО, в том числе для организаций по оказанию помощи глухим, педагогике и др.

Встречаются, конечно, недобросовестные игроки, которые маскируются под благотворителей, говорит она. Но с ними должны бороться правоохранительные органы. Некоммерческий сектор заинтересован в своей чистоте. Недавно Госдума приняла закон, регулирующий обращение с ящиками для пожертвований, разработанный депутатом Натальей Костенко.

Это вклад в борьбу с мошенниками на благотворительной ниве.

Совершенствование отношений государства с Третьим сектором продолжится. Один реестр, во-первых, удобнее, но многое зависит от того, как он будет вестись и насколько своевременно обновляться, считают в Общественной палате.

Во-вторых, здесь надеются, что он позволит государству уточнить и актуализировать информацию по НКО. В частности, уточнить реальное число социально ориентированных НКО в стране.

Ныне таковыми сегодня считаются организации, которые указывают в уставе проведение деятельности из перечня 18 видов, закреплённых в ФЗ-7. Написал, что помогаешь детям, ну и молодец, ну и СО. А как на деле — никто не знает.

Вот и попадают в одну связку кооперативы, адвокатские палаты, общественные объединения и частные детские сады. Школы идут вместе с благотворительными фондами, исполнителями соцуслуг, профсоюзами и фондами капремонта.

В идеале это должен быть реестр, подобный реестру по малому и среднему предпринимательству. О МСП известно все, а знания об НКО приблизительны, признала Елена Тополева-Солдунова.

Она надеется, что объединённый реестр уточнит реальное число социально ориентированных НКО в стране, количество занятых в них. Обычно оно колеблется от 5-6 до 30 сотрудников.

Зарплата в крупных столичных благотворительных фондах, которые занимаются фандрайзингом (привлечением средств на социально значимые проекты), — средняя по региону. Большинство же людей в НКО трудятся на безвозмездной основе.

Гражданское общество — не соперник, а партнёр государства

В период пандемии НКО ощутили сильный спад пожертвований. 4/5 организаций нуждаются в финансовой поддержке на текущие программы, зарплаты, административные расходы. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко одной из первых обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с предложением поддержать пострадавшие НКО.

Государство предложило целый ряд мер поддержки для всех НКО:

  • снижение количества проверок;
  • отсрочка арендной платы и предоставления отчётности;
  • освобождение от уплаты неустойки (штрафа, пени) при неисполнении обязательств по госконтрактам;
  • особый порядок взыскания неустойки за несвоевременную и неполную оплату коммунальных услуг;
  • возможность проводить собрания путём заочного ания.

Для благотворительных фондов отменён обязательный ежегодный аудит.

Для вошедших в реестр СО НКО:

  • освобождение от налогов, авансовых платежей по ним и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за второй квартал 2020 года;
  • освобождение от уплаты и отсрочка по аренде;
  • расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юрлиц (по ФЗ-172);
  • льготные кредиты по 2-процентной ставке.

В отличие от других временных мер налоговый вычет для благотворителей-жертвователей имеет бессрочный характер. Ожидается, что он привлечет миллиарды рублей на решение социальных проблем.

Результативность своей работы реально подтвердили около 22-23 тысячи НКО, рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов.

«Те, кто оказывали социальную и медицинскую помощь, вели активную деятельность в области культуры, образования, спорта и т.д. Речь о СО НКО и исполнителях общественно-полезных услуг, — подчеркнул он, особо отметив волонтеров-медиков.

— Сегодня для некоммерческого сектора актуальной стала тема воспитания в образовательной сфере. Недавно Госдума приняла президентский закон о воспитании в школах и вузах. Его реализация во многом зависит от работы НКО. Государство осознало, что гражданское общество для него не соперник, а союзник и партнер.

Оно будет мониторить ситуацию в этой сфере, что позволит отсечь «дутые», номинальные НКО».

Депутат считает, что надежных некоммерческих организаций в России станет больше. «Гражданское общество в состоянии сформировать действительно эффективные институты помощи нуждающимся, — констатировал он. — Нередко они работают значительно эффективнее, чем бюрократические госструктуры».

Источник: https://www.pnp.ru/top/site/nuzhny-li-strane-desyatki-tysyach-nekommercheskikh-organizaciy.html

Некоммерческие организации в России

Количество нко в россии 2020

Некоммерческая организация (НКО) – это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Создается для оказания услуг в социальной, благотворительной, культурной, образовательной областях, а также для защиты прав граждан и организаций, оказания юридической помощи и др.

Понятие “некоммерческая организация” впервые было введено Основами гражданского законодательство Союза ССР и республик (утверждены Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г.). Затем оно было закреплено в 1994 г. Гражданским кодексом РФ.

12 января 1996 г. президентом РФ Борисом Ельциным был подписан федеральный закон РФ “О некоммерческих организациях” (последние изменения внесены 2 июня 2016 г.), который в настоящее время регулирует деятельность НКО в России.

Создание и регистрация

НКО могут создаваться в форме автономной некоммерческой организации, фонда, учреждения, ассоциации или союза, общественной организации, религиозного объединения, национально-культурной автономии и др. Наименование некоммерческой организации в обязательном порядке должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Учредителями могут выступать совершеннолетние граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица – российские и зарубежные. Предусмотрены некоторые ограничения.

Так, учредителем (участником или членом) НКО не могут быть иностранные граждане, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания в России.

Кроме того, учредителем не могут выступать организации или лица, чья деятельность была признана экстремистской.

НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью, только если она направлена на достижение целей организации. Распоряжением правительства РФ от 13 сентября 2007 г.

определен перечень видов предпринимательской деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческие организации, причем они могут быть зарегистрированы только в организационно-правовой форме фонда, АНО, общественной или религиозной организации.

НКО могут пользоваться упрощенной системой налогообложения, если доля участия в них других организаций составляет менее 25%.

Решение о государственной регистрации НКО общероссийского уровня, а также отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций принимает центральный аппарат Министерства юстиции РФ (Минюст). Межрегиональные, региональные и местные НКО регистрируют территориальные органы министерства.

Если в ходе деятельности НКО осуществляет действия, противоречащие ее уставным целям и действующему законодательству, ей может быть вынесено письменное предупреждение со стороны Минюста, или со стороны прокурора – в виде представления об устранении нарушений. После более двух письменных предупреждений или представлений НКО может быть ликвидирована по решению суда. Ликвидация НКО считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Статистика по НКО

На 17 июня 2016 г. Минюстом было зарегистрировано 227 тыс. 397 некоммерческих организаций, в том числе в Москве – 33,8 тыс., в Московской обл. – 15 тыс., Санкт-Петербурге – 12,2 тыс., Свердловской обл. – 6,6 тыс., Краснодарском крае – 6,5 тыс., Татарстане – 5,5 тыс., Башкирии – 5,2 тыс. Впоследствии 4 тыс. 253 организации были исключены из числа НКО в связи с прекращением деятельности.

Президент РФ Владимир Путин, выступая 1 октября 2015 г. на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заявил, что “в НКО трудятся более 670 тыс. человек”.

Список НКО опубликован на сайте Минюста России.

Нко – иностранный агент

Понятие “НКО-иностранный агент” было введено федеральным законом от 20 июля 2012 г., документ внес изменения в законодательные акты в части регулирования деятельности некоммерческих организаций.

Согласно документу, НКО, занимающиеся политической деятельностью на территории России, могут получать финансирование из иностранных источников только в том случае, если они зарегистрируются в Минюсте в качестве иностранного агента.

За нарушения законодательства о статусе иностранного агента Кодексом РФ об административных нарушениях предусмотрены различные штрафы – до 300 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для юридических.

Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за злостное уклонение от представления необходимых документов для включения НКО – иностранного агента в соответствующий реестр Минюста: максимальное наказание – лишение свободы до двух лет (статья 330.1 Уголовного кодекса РФ).

28 декабря 2012 г.

президент РФ Владимир Путин подписал закон “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав человека и свобод человека, прав и свобод граждан РФ” (закон был подписан после принятия в США “Акта о верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского”, известного как “акт Магнитского”). Документ, в частности, ввел временный запрет на деятельность в России финансируемых из США политических НКО. Эти организации могут возобновить свою работу лишь в случае отказа от американских грантов.

21 февраля 2014 г. главой государства был подписан закон, в соответствии с которым Минюст имеет право проверять все некоммерческие организации на тех же основаниях, что и НКО-иностранные агенты.

4 июня 2014 г.

вступили в силу очередные поправки к закону об иностранных агентах, наделившие министерство полномочиями принудительно регистрировать неправительственные организации в качестве иностранных агентов.

2 июня 2016 г.

президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который внес поправки в закон о некоммерческих организациях по уточнению понятия “политическая деятельность” НКО (официальное название: “О внесении изменений в статью 8 Федерального закона “Об общественных объединениях” и статью 2 Федерального закона “О некоммерческих организациях”; был внесен Госдуму в феврале 2016 г. группой депутатов, представляющих все фракции нижней палаты российского парламента). Согласно закону, к формам политической деятельности НКО (за исключением политической партии) относится финансирование этой деятельности; участие в организации и проведении публичных мероприятий – собраний, митингов, демонстраций, шествий и др.; организация и проведение публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в наблюдении за проведением выборов и референдумов, формировании избирательных комиссий, в работе политических партий; формирование общественно-политических взглядов путем проведения опросов общественного мнения и др. Не относится к политической деятельность в области науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной поддержки и защиты граждан, физической культуры и спорта, благотворительность и др.

Зарегистрированные и признанные иностранные агенты

29 апреля 2014 г. на заседании Совета Федерации РФ генпрокурор России Юрий Чайка сообщил, что в ходе проверок НКО “признаки политической деятельности” и подтвержденное документацией самих НКО иностранное финансирование выявлено у 215 организаций. На конец 2013 г. прокурорами были установлены 24 НКО, подпадающие под действие законодательства об иностранных агентах.

Первой некоммерческой организацией, зарегистрированной в качестве иностранного агента, стало некоммерческое партнерство “Содействие развитию конкуренции в странах СНГ” (27 июня 2013 г.). Первой НКО, признанной иностранным агентом, стала Ассоциация некоммерческих организаций “В защиту прав избирателей “Голос” (5 июня 2014 г.).

НКО – иностранными агентами являются межрегиональная общественная организация “Правозащитный центр “Мемориал” (Москва; включена 21 июля 2014 г.

), межрегиональная общественная организация “Комитет против пыток” (Нижний Новгород; 16 января 2015 г.), некоммерческая организация “Фонд защиты гласности” (Москва; 19 ноября 2015 г.

), автономная некоммерческая организация “Институт прав человека” (Москва; 20 ноября 2015 г.) и др.

По состоянию на 24 июня 2016 г., в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, числятся 100 организаций.

Всего иностранными агентами были признаны 133 некоммерческих организаций, впоследствии 33 из них были исключены из списка Минюста в связи с ликвидацией или прекращением данной деятельности. Последняя включена 22 июня 2016 г.

– Некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья “ЭСВЕРО” (Москва). Согласно информации на сайте организации, она занята вопросами профилактики распространения ВИЧ среди наркозависимых.

НКО – иностранные агенты на сайте Минюста России.

Социально ориентированные НКО

По данным Росстата, в 2013 г. насчитывалось 113 тыс. социально ориентированных НКО. По исследованию Росстата за 2012 г.

, деятельность в области образования и науки вели 25,4% социально ориентированных НКО, социальной поддержки и защиты граждан – 21,9%, физической культуры и спорта – 17,9%, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи – 14,7%, благотворительности – 13,2%, здравоохранения – 10,9%, культуры и искусства – 9,5%, оказывали различную психологическую помощь – 9,4%, юридическую – 8,8%, поддерживали пожилых людей – 5,7%, инвалидов – 5,5%, матерей и детей – 4,2%.

В 2014 г. в 45 субъектах РФ реализовывалась 71 региональная программа поддержки социально ориентированных НКО. Для этих целей из федерального бюджета было выделено в виде субсидий 660 млн руб. (в расчете на два года).

Финансирование

Законодательством РФ предусмотрено несколько видов источников финансирования НКО: федеральные гранты (гранты Министерства экономического развития, президентские гранты), региональные гранты (субсидии министерств экономического развития субъектов РФ, гранты глав регионов), донорские средства (средства крупных НКО, фондов), частные пожертвования (меценатство, система привлечения частных средств, электронная благотворительность).

Конкурс президентских грантов проводится на основании распоряжения главы государства, впервые он состоялся в 2005 г. В 2014 г. общий денежный фонд грантов составил 2 млрд 698 млн руб. Победителями конкурса на распределение президентских грантов в 2014 г. стали 347 НКО (было отобрано 1,2 тыс. проектов).

В 2014 г. финансовая господдержка институтов гражданского общества в России составила около 10 млрд руб. Финансирование некоммерческих структур через президентские гранты увеличилось более чем в три раза, для реализации социально значимых проектов было выделено более 3 млрд 200 млн руб. (данные с V Съезда некоммерческих организаций России, который проходил 2-5 декабря 2014 г. в Москве).

В 2015 г. на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социальные проекты и в сфере защиты прав и свобод человека, было выделено из федерального бюджета 4,23 млрд руб.

(соответствующее распоряжение президента РФ подписано 1 апреля 2015 г.). Поддержку получили 1,4 тыс. проектов НКО из 78 субъектов РФ. Как заявил 4 ноября 2015 г.

на гражданском форуме “Сообщество” президент РФ Владимир Путин, всего грантовая поддержка НКО в 2015 г. составила почти 6 млрд руб.

В 2016 г. президент РФ Владимир Путин распорядился выделить 4,59 млрд руб. на поддержку некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав человека.

Деньги из федерального бюджета пойдут на проведение четырех конкурсов (должны состояться до 16 декабря 2016 г.) и на гранты по их результатам. Распоряжением главы государства (от 5 апреля 2016 г.

, № 68-рп) утвержден список из 9-ти НКО: Российский союз молодежи, Российский союз ректоров, Союз пенсионеров России, Союз женщин России и др.

Финансирование из-за рубежа

По данным Минюста России, за 2013 г. 2,7 тыс. некоммерческих организаций, зарегистрированных на то время в России, получили иностранное финансирование на сумму 36 млрд руб.

Газета “Известия” писала 13 апреля 2015 г.: по данным Минюста и Общественной палаты РФ, в 2014 г. 4 тыс. 108 некоммерческих организаций получили из-за рубежа более 70 млрд руб.

Источник: https://tass.ru/info/671635

Формы некоммерческих объединений в 2020

Количество нко в россии 2020

Наталья

Руководитель юристов

Высшая компетенция НКО

Если вы решили создать некоммереский центр, клуб, некоммерческое предприятие или учреждение, то в первую очередь необходимо определиться с формой вашего некоммерческого объединения. В нашей статье разберем различия и особенности видов некоммереческих объединений, в том числе некоммерческих центров, предприятий, учреждений.

Формы некоммерческих объединений

Некоммерческое объединение это множество разновидностей некоммерческих организаций, позволяющих сплотить усилия, как граждан, так и юридических лиц для реализации всеобщих интересов. В России огромный выбор некоммерческих организаций, позволяющих объединить человеческие ресурсы с целью воплощения идей в реальность. 

Некоммерческие объединения можно создать в одной из нижеперечисленных форм НКО:

  1. Общественная организация (ст. 123. 4 ГК РФ) – объединения граждан, для удовлетворения духовных, нематериальных потребностей и для защиты их общих потребностей. 
  2. Общественное движение (ст. 123.7 -1 ГК РФ) – объединение, состоящее из участников, преследующее социальные, политические и прочие общественно полезные цели.
  3. Профессиональный союз работников – (ст. 2 ФЗ  № 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») –  объединение лиц, связанных общими профессиональными и производственными потребностями по роду их деятельности, учреждаемое для представительства и защиты их социально-трудовых прав.
  4. Профессиональный союз работодателей (ст. 3  ФЗ № «Об объединениях работодателей») – вид союза или ассоциации, образующийся на основе добровольного членства работодателей.
  5. Ассоциация, Союз (ст. 123.8 ГК РФ) – объединение лиц (как физических, так и юридических), образованное для достижения общественно полезных целей и идей, направленных на защиту разносторонних интересов.
  6. Некоммерческое партнерство (ст. 8 ФЗ № 7 «О НКО») – некоммерческая организация, образованная лицами (физическими и юридическими) для содействия ее членам в реализации общественно-полезных деятельности.
  7. Национальная культурная автономия (ст.1 ФЗ № 74 «О национально-культурной автономии») – объединение граждан РФ для национально-культурного самоопределения, относящих себя к определенной этнической общности, при национальном меньшинстве на определенной территории. Создается для сохранения самобытности, национальных традиций и культуры, гармонизации межэтнических взаимосвязей, содействия толерантности и пр.
  8. Общины коренных малочисленных народов РФ (ст. 6.1 ФЗ № 7 «О НКО») – вид самоорганизации граждан, отнесенных к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их традиционной среды обитания, возрождения, развития и сохранения привычного уклада жизни, культуры, промыслов и пр.
  9. Территориальное общественное самоуправление (ст. 27 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») – самоорганизация граждан по месту их проживания для осуществления под свою ответственность собственных инициатив по вопросам местного значения.
  10. Религиозная организация (ст. 8 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») – объединение граждан, учрежденное в целях коллективного исповедания и распространения веры. 
  11. Казачьи общества (ст. 123.15 ГК РФ) – объединение граждан, включенные в государственный реестр казачьих объединений в РФ, образованные с целью предотвращения утраты традиционного уклада жизни, культуры и хозяйствования российского казачества.
  12. Товарищества собственников недвижимости (ст. 123.12 ГК РФ) – объединение собственников недвижимого имущества, учрежденное для коллективного владения, пользования и распоряжения им.
  13. Производственный кооператив (ст. 106. ГК РФ) – объединение лиц на основе имущественных паевых взносов для коллективной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии.

Все указанные объединения относятся к корпоративным некоммерческим организациям, основанных на принципе равенства. В большинстве случаев в таких организациях предусмотрено членство как обязательный постулат, которое дает право на управление такой НКО и обязанность соблюдения установленных правил (самими же членами или участниками). 

Некоммерческие объединения по структуре управления напоминают демократическое общество, в котором каждый орган избирается только на всеобщем ании. И надо отметить, что зачастую вышеуказанные формы нередко называют некоммерческими обществами. Даже в названиях НКО можно часто встретить слово «ОБЩЕСТВО», например:

  • Региональная общественная организация «Общество терапевтов»
  • Союз содействия дорожной безопасности «Общество автолюбителей»
  • Некоммерческое партнерство по содействию защиты интересов строителей «Общество строителей».

При совместной деятельности объединяющиеся лица, как правило, ставят перед собой задачи полезные для каждого члена или участника организации.

Чаще всего объединение состоит из граждан с одинаковыми интересами и навыками, поэтому мы можем встретить общество цветоводов, пчеловодов, дизайнеров, художников, поэтов и писателей, объединение учителей, врачей, агрономов, гильдии юристов, аудиторов, профессоров и иных представителей разных профессий.

Также могут создаваться спортивные лиги, федерации, клубы и команды. Или учреждаются объединения по изучению болезни Паркинсона, Общество для развития инновационных изобретений, Общество по наблюдению за дикой природой и т.д.

Помимо объединений по роду деятельности можно создать общество для иного любого социально-полезного направления, например, защита конституционных прав граждан, развитие гражданского общества и патриотизма, реализация социальных инициатив, решение проблем ветеранов, лиц с ограниченными возможностями и иных лис с разными заболеваниями:

  • Региональное общественное движение активных волонтеров «Доброе сердце»
  • Региональная общественная организация общество нефрологических больных «Весна»
  • Союз писателей и драматургов «Перо»

Некоммерческое общество можно создавать в виде вышеперечисленных видов НКО для некоммерческих объединений.

Некоммерческий центр

Некоммерческий центр создается, по большей части, для независимой работы в выбранном векторе.

В основе его учреждения может являться сосредоточение знаний, усилий и практики, способствующих достижению поставленных целей и задач.

Цели центра могут быть направлены как на один проект, так и могут носить глобальный характер. Некоммерческий центр может работать и  автономно, и сообща, но с четкой иерархией. 

Одним из самых популярных направлений некоммерческого центра выступает работа с населением по разным сферам общественной жизни. Поэтому часто встречаются некоммерческие центры развития творчества, культуры, искусства, спорта, образования, науки и так далее.

Не менее распространенными являются некоммерческие центы по изучению общественного мнения, независимых экспертиз, научных исследований, изучения иностранных языков и многое другое.

Как правило, некоммерческие центры образуют в одной из видов унитарных некоммерческих организаций, т.е. организаций без членства или иного участия:

  1. Автономной некоммерческой организации (123.24 ГК РФ), которая относится к унитарной НКО, образованной лицами (физическими и юридическими) в целях предоставления услуг в общественно – полезных сферах.
  2. Частного учреждения (123.23 ГК РФ), которое является некоммерческой организацией для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
  3. Бюджетное учреждение (ст. 9.1 ФЗ № 7 «О НКО»), которое является некоммерческой организацией, образованная РФ или ее субъектом РФ, муниципальным образованием в целях обеспечения выполнения полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты, занятости населения и в иных сферах.

Синонимом некоммерческого цента может выступать некоммерческий клуб, вы, скорее всего, неоднократно сталкивались с подобными организациями. Клубы также можно создать в форме некоммерческих организаций, способствующих либо объединению, либо организующих работу самого клуба.

Клубы можно образовать по разным направлениям и интересам, например, Футбольный клуб или некоммерческий клуб развития любительского спорта. Клубы могут быть обезличены –  Клуб по охране природы или четко указывать на принадлежность его участников Некоммерческий клуб юных шахматистов.

Также Клуб можно основать на членстве, а можно работать по строгой подчиненности работников НКО.

Поэтому список организаций для клубов отличается от некоммерческого центра, где он не только основание для интересов, а выступает ядром для объединения увлечений, то есть некоммерческим клубом может быть:

  1. Общественная организация – (ст. 123. 4 ГК РФ) объединения граждан, для удовлетворения духовных, нематериальных потребностей и для защиты их общих потребностей. 
  2. Ассоциация, Союз (ст. 123.8 ГК РФ) объединение лиц (как физических, так и юридических), образованное для достижения общественно полезных целей и идей, направленных на защиту разносторонних интересов.
  3. Автономной некоммерческой организации (123.24 ГК РФ) относится к унитарной НКО, образованной лицами (физическими и юридическими) в целях предоставления услуг в общественно – полезных сферах.

Некоммерческие учреждения

Некоммерческое учреждение – это вид некоммерческой организации с управленческим направлением в социальной сфере, подходит многим сферам общественной жизни. Цели создания Учреждения не только управленческие, но и самые разнообразные.

Учреждения, как и другие виды некоммерческих организаций, могут реализовывать социальные, культурные, просветительские, образовательные, научные цели, а также способствовать развитию физической культуры и спорта, охране здоровья граждан, оказанию юридической помощи, и иных целей, направленных на достижение развития общества.

Часто в форме Учреждений учреждают детские сады, дошкольные и образовательные школы, детские и юношеские учреждения спорта, культуры и искусства, музыкальные школы, школы искусств, учреждения культуры, здравоохранения, научно – исследовательские институты, издательства, музеи и.д.

Некоммерческие учреждения бывают в трех формах некоммерческих организаций:

  1. Частное учреждение (123.23 ГК РФ) является некоммерческой организацией для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
  2. Государственное, муниципальное учреждение (123.22 ГК РФ) является некоммерческой организацией, созданной РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.
  3. Бюджетное учреждение (ст. 9.1 ФЗ № 7 «О НКО») является некоммерческой организацией, образованной РФ или ее субъектом РФ, муниципальным образованием в целях обеспечения выполнения полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты, занятости населения и в иных сферах.

Создается Учреждение единственным учредителем, который впоследствие становится для Учреждения собственником.

Все решения, значимые в Учреждении, находятся в ведении учредителя- собственника, остающегося всегда главным органом управления, которому подчиняются не только все структуры Учреждения, но и все процессы его деятельности, ведь без владельца Учреждение существовать не сможет.

И это обуславливает уникальность данного вида НКО, даже среди унитарных организаций такая особенность только в Учреждении. Поэтому в Учреждение не может быть участников, членов и других союзников, в том числе и соучредителей.

Формы некоммерческих предприятий

Некоммерческое предприятие как форму НКО в настоящее время в законодательстве вы не встретите, это определение пришло к нам из далекого прошлого еще до вступления в силу Федерального закона “О некоммерческих организациях” от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

Однако в Едином государственном реестре юридических лиц можно встретить не одно юридическое лицо со словосочетанием «Некоммерческое предприятие».

Оно встречается при различных направлениях деятельности, способствующих решению социальных проблем через реализацию социально-ориентированных товаров и услуг, например: посадка лесов, очищение окружающей среды от мусора, строительство очистительных сооружений, обеспечение социальными товарами. 

Из исторически сложившейся практики словосочетание «Некоммерческое предприятие» чаще всего встречается в названии Некоммерческого партнерства, но по смыслу его создания оно может быть использовано и в других формах НКО:

  1. Производственный кооператив (ст. 106. ГК РФ) – объединение лиц на основе имущественных паевых взносов для коллективной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии.
  2. Государственное, муниципальное учреждение (123.22 ГК РФ) –  образованное РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.
  3. Государственная корпорация (ст. 7.1 ФЗ № 7 «О НКО») – предназначена для осуществления общественных, социальных, управленческих и других полезных целей. 
  4. Государственная компания (ст. 7.2 ФЗ № 7 «О НКО») – предназначена для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. 

Напомним, что по каждой форме НКО, с которыми работает наша организация, есть отдельный подробный раздел. В каждом разделе для вас раскрыты вопросы по созданию и работе заинтересовавшей вас организацией. 

Если вы захотите получить информацию от наших специалистов, мы с радостью вам поможем, обращайтесь!

Источник: https://reg-nko.ru/article/Formy_nekommercheskih_obedinenij_v_2020

Адепт в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: