Международно правовые акты предоставляют военнопленным право на

Содержание
  1. Женевские конвенции: основа международного гуманитарного права
  2. Женевские конвенции 1949 г
  3. Общая статья 3
  4. Когда применяются Женевские конвенции?
  5. Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям
  6. Основы международно-правовой защиты жертв войны
  7. Состав жертв войны
  8. Особенности защиты военнопленных
  9. Международно правовые акты предоставляют военнопленным право на
  10. Военнопленные
  11. Режим военного плена; защита раненых и больных
  12. Международное гуманитарное право
  13. Правовое положение военнопленных
  14. Документы по международному гуманитарному праву, применяемому во время вооруженных конфликтов
  15. 18. Защита прав военнослужащего во время войны
  16. Правовой статус военнопленных
  17. Обращение с военнопленными
  18. Международно-правовой статус военнопленных
  19. Международно-правовая защита жертв войны
  20. Международное право о защите жертв войны
  21. Некоторые аспекты правового статуса военнопленных в международных конфликтах (2005)
  22. Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными»
  23. История
  24. Основные положения

Женевские конвенции: основа международного гуманитарного права

Международно правовые акты предоставляют военнопленным право на

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним составляют ядро международного гуманитарного права – отрасли международного права, которая регулирует ведение вооруженных конфликтов и стремится ограничить их последствия.

Они, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение солдат, а также военнопленных.

Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых “серьезных нарушений”. Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.

Женевские конвенции 1949 г

Первая Женевская конвенция защищает раненых и больных солдат во время войны на суше

Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг.

В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы.

В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Вторая Женевская конвенция защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море

Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции.

В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда.

В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Третья Женевская конвенция применяется к военнопленным

Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II.

Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования.

Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.

Четвертая Женевская конвенция предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории

Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны.

Конвенция состоит из 159 статей. В ней содержится короткий раздел, относящийся к общей защите населения от определенных последствий войны, но не касающийся ведения военных действий как такового, – оно будет позже рассмотрено в Дополнительных протоколах 1977 г.

Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории.

Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории.

В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами.

Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.

Общая статья 3

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы.

Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:

  • Она требует гуманного обращения со всеми лицами, находящимися в руках неприятеля, без какого-либо неблагоприятного различия. Она особо запрещает убийство, нанесение увечий, пытки, жестокое, оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников и отсутствие надлежащего судебного разбирательства.
  • Она требует, чтобы раненых, больных и потерпевших кораблекрушение подбирали и оказывали им помощь.
  • Она дает МККК право предлагать свои услуги сторонам в конфликте.
  • Она призывает стороны в конфликте ввести в действие все или часть положений Женевских конвенций путем специальных соглашений.
  • Она признает, что применение этих норм не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте.

Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.

Когда применяются Женевские конвенции?

Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г.

были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны.

Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.
В 2007 г.

был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

Источник: https://www.icrc.org/ru/document/zhenevskie-konvencii-osnova-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava

Основы международно-правовой защиты жертв войны

Международно правовые акты предоставляют военнопленным право на

Международно-правовая защита жертв войны рассматривается в рамках международного гуманитарного права (МГП). Оно предусматривает защиту жертв войны в виде обязанности воюющих стран, в том числе РФ, в процессе вооруженных конфликтов обеспечить международно-правовую защиту некоторым субъектам. В их состав входят:

  • раненые и больные;
  • лица, которые потерпели кораблекрушение и включены в состав вооруженных сил (ВС) на море;
  • военнопленные.

Для таких лиц должен быть предоставлен статус, гарантирующий гуманное обращение с ними. Это предотвращает издевательство, насилие, глумление над людьми и др.

Замечание 1

Основные международные акты, способные определить правовое положение перечисленных лиц, предуставлены Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами I и II к ним, принятыми в 1977 году.

Состав жертв войны

В качестве раненых и больных лиц могут выступать военнослужащие и гражданские лица. Им по причине травм, болезни или прочего физического или психического расстройства (инвалидности) требуется медицинская помощь или уход. Это предусмотрено также для субъектов, воздерживающихся от любых враждебных действий.

В данную категорию также входят те, кто потерпел кораблекрушение или подвергся опасности на море (в других водах), роженицы, новорожденные дети и немощные люди, беременные женщины и прочие субъекты, которым нужна медицинская помощь.

Рассматриваемый режим распространен на личный состав ополченцев, добровольческие отряды, партизан, лиц, которые следуют за ВС, но не входят в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, обслуживающих ВС.

Также это могут быть члены экипажа торгового флота, население находящееся на неоккупированной территории, которое в случае приближения неприятеля способно стихийно взяться за оружие для борьбы с вторгшимися войсками.

Это предусмотрено, если такие лица носят оружие и следуют принципам и нормам МГП.

Любое раненое (больное) лицо, равно как и лица, потерпевшие кораблекрушение, вне зависимости от государственной принадлежности должны пользоваться уважением и защитой.

Россия, как и другая страна, должна обращаться с такими лицами гуманно, что проявляется в предоставлении им в максимально возможной мере и в короткие сроки медицинской помощи и ухода, которых требует их состояние.

Не должно проводиться никакого различия между этими лицами, помимо медицинских соображений. Данную защиту необходимо обеспечивать не только при наступлении войны, но и при начале любого вооруженного конфликта, который возникает между двумя или несколькими сторонами.

Это предусмотрено для случаев, когда одна из сторон не признает состояния конфликта. Нормы, касающиеся защиты жертв войны, должны использоваться в отношении всех случаев оккупации, даже если она не встретила никакого вооруженного сопротивления.

Замечание 2

Что касается нейтральных стран, то они также должны обеспечить международно-правовую защиту для раненых и больных лиц. В этом случае последние не могут частично или полностью отказываться от прав, определенных для них в международных конвенциях.

Если раненое (больное) лицо из состава ВС одной воюющей стороны оказывается во власти другой воюющей стороны, то его считают военнопленным. В адрес такого лица необходимо применять нормы международного права, которые относятся к военнопленным.

Запрещено совершать несколько действий в отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение (включая лиц, приравненных к ним по правовому положению):

  • посягательства на физическую неприкосновенность и жизнь, включая все виды убийств, увечья, жестокое обращение, пытки, истязание;
  • взятие в заложники;
  • посягательство на достоинство человека, в первую очередь, оскорбительное и унизительное обращение;
  • осуществление с помощью лица медицинских или научных экспериментов;
  • удаление органов (отдельных тканей) с целью пересадки;
  • осуждение и использование наказания без наличия предварительного решения суда, которое должно быть вынесено надлежащим образом учрежденным судом (в случае наличия судебных гарантий, которые признаны необходимыми цивилизованными нациями).

Воюющие субъекты должны предпринимать все возможные меры для розыска и перевозки раненых и больных, ограждая их от ограбления и дурного обращения. Они могут обратиться к местным жителям с просьбой подобрать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем. Для этого лицам, которые изъявили желание выполнять подобную работу, должна быть оказана необходимая помощь и выделены льготы.

Для военных властей предусмотрена обязанность давать возможность даже в районах вторжения или оккупированных районах гражданам страны и благотворительным обществам подбирать раненых и больных, по собственной инициативе осуществлять уход за ними.

Помогающие лица не могут быть подвержены преследованию или быть осужденными за перечисленные действия. Конфликтующие страны обязаны по возможности регистрировать информацию о лицах, которые попали в плен и были ранены, больны.

Это осуществляется для последующей передачи в установленном порядке их стране, гражданами которой они являются.

Замечание 3

МГП предписывает воюющим странам формировать медицинские объединения (могут быть военными и гражданскими). Они используются с целью поиска, перевозки, лечения раненых и больных. Их размещают так, чтобы не было опасности при нападении противника на один из военных объектов.

Медицинский персонал, назначение которого состоит в розыске, транспортировке или лечении таких лиц, принадлежит исключительно к администрации санитарных объединений и должен охраняться нормами МГП.

Санитарные формирования и их личный состав в своих правах равен личному составу добровольческих обществ помощи. Последние уполномочены своим правительством.

Также это могут быть организации Красного Креста и прочие национальные общества, которые им соответствуют.

Опиши задание

Особенности защиты военнопленных

Защита жертв войны состоит в обязательстве воюющих лиц обеспечить правовой режим для военнопленных. МГП содержит положение о том, что любой комбатант, который попадает во власть противной стороны неприятеля, может являться военнопленным.

Иначе говоря, правами военнопленных могут пользоваться лица, которые принадлежат к личному составу ВС воюющей страны, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие ВС, но не включенные в их состав, члены экипажей судов торгового флота и др.

Если комбатанты нарушают нормы МГП в процессе вооруженного конфликта, попадая во власть противной стороны, то это не отнимает у них права быть военнопленными.

Замечание 4

Военнопленные не могут в какой-то части или полностью отказаться от прав, которые за ними признает международное гуманитарное право или специальные соглашения воюющих сторон.

В соответствии со смыслом МГП военнопленные способны попадать во власть неприятельской страны, а не отдельных лиц (воинских частей), которые взяли их в плен.

По этой причине, вне зависимости от ответственности, которой наделены отдельные лица, именно держащие в плену страны должны обеспечить соблюдение требуемого правового режима военнопленных. Они же несут ответственность за нарушения этого режима.

Передача военнопленных производится держащий в плену страной лишь другой стране, являющейся участницей гуманитарных конвенций. Это происходит только после удостоверения в наличии желания и способности страны, которой должны быть переданы военнопленные, использовать нормы МГП.

После перехода пленных в другую страну на рассмотренных условиях, ответственность за использование норм МГП ложится на принимающую страну до того момента, пока пленники находятся на ее попечении.

Основой правового статуса этой категории военных жертв является норма, в соответствии с которой для обращения с военнопленными предусмотрено гуманное обращение.

Это проявляется в виде запрета на использование любого незаконного акта или бездействие со стороны государства, которое держит в плену, что привело к смерти или ставит здоровье военнопленного под серьезную угрозу.

Так, ни один военнопленный не должен быть физически искалечен и не может быть подвергнут научному или медицинскому опыту, не оправданному соображениями лечения и интересами пленника. Равным образом все военнопленные используют защиту от различных актов насилия, запугивания, любопытства толпы. В их отношении запрещено использовать какие-то ни было репрессалии.

При наступлении любых обстоятельств для военнопленных должно присутствовать уважение к их чести и личности. В отношении женщин следует проявлять должное их полу уважение. В любом случае, не предусмотрено общение с ними хуже, чем с мужчинами.

Пленники в полной мере сохраняют собственную гражданскую правоспособность, которую использовали во время захвата в плен.

Тем не менее, за страной, которая держит в плену, признается компетенция ограничить права, предоставляемые данной правоспособностью (только в той мере, в которой это требуют условия плена).

Государство, держащее в плену, должно обеспечить бесплатное содержание военнопленных и помощь врача, которую может потребовать их состояние здоровья.

Замечание 5

МГП содержит запрет на какую-либо дискриминацию военнопленных (например, по расовым, национальным, религиозным, политическим признакам). Это предусмотрено и для прочих причин, которые основаны на аналогичных критериях (исключая привилегированный режим, установленный страной для военнопленных по возрасту, квалификации или состоянию здоровья).

При пленении в ходе допроса каждый военнопленный должен огласить информацию о своем имени и фамилии, звании, дате рождения и личном номере (другую равнозначную информацию, за неимением данной).

Для получения сведений о пленном нельзя использовать никаких физических или моральных пыток и прочих мер принуждения. Если пленный отказывается отвечать на вопросы, то ему нельзя угрожать, оскорблять его или подвергать ограничениям и преследованиям. Допросы производятся на языке, который понятен для военнопленных.

В максимально короткие сроки после взятия в плен военнопленные должны быть эвакуированы в лагеря, которые располагаются вдалеке от мест, где проходят военные действия. В зоне опасности можно на время задержать лишь военнопленных, которые по состоянию болезни (ранений) подвержены большим рискам при эвакуации, чем при нахождении на месте.

Никто из военнопленных и никогда не может быть отправлен в район, в котором бы он подвергся бы действию огня из боевой зоны. Они не могут быть задержаны там или быть использованы для защиты пунктов или районов от военных операций собственным присутствием.

Условия размещения в лагерях, предусмотренные для военнопленных, должны являться не менее благоприятными, чем те условия, которые используют войска неприятеля, размещаемые в той же местности.

Условия формируются при учете привычек и обычаев военнопленных, не должны причинять вред их здоровью. В лагерях, где вместе с мужчинами находятся военнопленные женщины, для разного пола предусматриваются отдельные помещения для сна.

Военнопленные вправе сохранять знаки различия и государственной принадлежности, предметы, которые имеют субъективную ценность, и знаки отличия.

Страна, которая держит в плену, вправе использовать трудоспособных военнопленных как рабочую силу. Здесь важно учитывать их возраст, пол, звание, физические способности. Это требуется для их поддержания в нормальном моральном и физическом состоянии.

Женевская конвенция о защите жертв войны, принятая в 1949 году, рассматривает условия привлечения к работе, а МГП в своих положениях подробно регулирует вопросы обеспечения военнослужащих питанием и одеждой.

Так, военнопленные, вправе вести переписку, получать денежные переводы, личные или групповые посылки с продуктами питания, одеждой, медикаментами и предметами, которые необходимы им для удовлетворения потребностей.

Во главе лагеря военнопленных стоит офицер из структуры регулярных ВС государства, держащего в плену. Он несет ответственность под контролем своего правительства за знание и правильное применение персоналом лагеря норм МГП, которые призваны определять положение военнопленных.

МГП включает положения, которые касаются ответственности военнопленных за правонарушения, совершенные ими. Военнопленные должны соблюдать законы, устав и приказы, которые действуют в ВС страны, держащей в плену.

Она вправе принимать как дисциплинарные, так и судебные меры в отношении любого лица, находящегося в плену и нарушившего данные законы, уставы и приказы. В каждой ситуации нарушения дисциплины необходимо проведение расследования. За один проступок (проступок по одному и тому же обвинению) военнопленных можно наказать единственный раз.

Все правила, приказы, объявления и извещения, которые включают положения о поведении военнопленных, должны быть сообщены им на понятном языке.

Военнопленные могут быть освобождены и репатриированы после прекращения военных действий. Тех пленных, в отношении которых было возбуждено уголовное преследование, государство может задержать до окончания суда (отбытия наказания).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-pravo/pravovaja-zaschita-zhertv-vojny/

Международно правовые акты предоставляют военнопленным право на

Международно правовые акты предоставляют военнопленным право на

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфликтов и международного гуманитарного права (МГП) является международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.

(далее — Первая Женевская конвенция), Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.

(далее — Вторая Женевская конвенция), Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. (далее — Третья Женевская конвенция), Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

(далее — Четвертая Женевская конвенция). Положения Женевских конвенций были дополнены и развиты двумя Дополнительными протоколами от 8 июня

Военнопленные

ВОЕННОПЛЕННЫЕ, захваченные противником во время войны комбатанты и другие лица, на которых распространяется режим военного плена (временное воюющим государством лиц неприятельской стороны, сопровождаемое ограничением их свободы с целью исключить участие в вооруженной борьбе).

Воюющие стороны обязаны

Режим военного плена; защита раненых и больных

Основным международными правовыми документами, определяющими режим военного плена, являются IV Гаагская конвенция, Женевская конвенция об обращении с военнопленными и Дополнительные протоколы I и II.

Режим военного плена представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение военнопленных. Военнопленный – это обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства, которое несет полную ответственность за его судьбу.

Военнопленный не может считаться преступником за факт пленения. Военнопленными считаются лица из состава регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т.е. комбатанты. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен.

Государство пленения несет ответственность за обращение с военнопленными. Статус военнопленных имеют следующие категории лиц:

Международное гуманитарное право

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ StoreCase предлагает чехлы под заказ Правовой статус военнопленного определяется IV Гаагской Конвенцией 1907 г., Конвенцией III и Дополнительным протоколом I.

5 Конвенции III). предписывает всегда гуманно обращаться с военнопленными.

Любой незаконный акт или бездействие со стороны пленившей державы, приводящие к смерти военнопленного или ставящие его здоровье под серьезную угрозу, запрещаются и рассматриваются как серьезные нарушения Конвенции о военнопленных.

Правовое положение военнопленных

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом 1) от 8 июня 1977 г. к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся: а) военнопленные; б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение; в) гражданское население.

Согласно Женевской Конвенции об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949г.) военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий: 1.

Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил. 2.

Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в

Документы по международному гуманитарному праву, применяемому во время вооруженных конфликтов

Анонсы 20 марта 2020 Лекторы: В.

Настоящий комплект документов представлен в соответствии с соглашением между Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Международным Комитетом Красного Креста и компанией «Гарант» о создании раздела «Международное гуманитарное право, применяемое во время вооруженных конфликтов». (Протокол II к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Нью-Йорк, 10 октября 1980 г.)

18. Защита прав военнослужащего во время войны

В МГП различают 2 основных категории людей: комбатанты и лица, находящиеся под защитой.

Военнослужащие – лица входящие в сост регуляр вооруж сил (кроме медицинского и духовного персонала), состав вооруж.

Он не несет персональной ответственности за свои поступки.

2.Статуса комбатанта лишиться невозможно. Если он попадает под власть противника, то становится военнопленным.

Существует 4 категории покровительствуемых лиц среди комбатантов: 1. Раненые и больные из личного состава вооруженных сил 2.раненые и больные ти лица,

Правовой статус военнопленных

Правовой статус военнопленного определяется IV Гаагской конвенцией 1907 г., Конвенцией III и Дополнительным протоколом I.

Нормы международного гуманитарного права применяются к военнопленным с того момента, как они попадают во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации.

Любой незаконный акт или бездействие со стороны пленившей державы, приводящие к смерти военнопленного или ставящие его здоровье под серьезную угрозу, запрещаются и рассматриваются как серьезные нарушения Конвенции о военнопленных. Военнопленные

Обращение с военнопленными

Цели и задачи модуля: Рассмотреть, в каком документе МГП прописывается защита военнопленных, дать определение термина «военнопленный», изучить права и обязанности как военнопленных и держащей в плену держаны при захвате, допросе, перевозке, содержании в лагере; дать представление о статусе военнопленных, об их ответственности за побег, возможности привлечения их к работам разного рода, об их репатриации на родину.

План модуля: Женевская конвенция III, ее основные положения; Захват в плен, допрос: права и обязанности военнопленных; Условия содержания и перевозки военнопленных; Репатриация военнопленных на родину. В третьей Женевской конвенции 1949 г. подробно прописаны права и обязанности как военнопленных, так и держащей в плену державы.

Но суть Конвенции можно выразить одной фразой:

«С военнопленными следует всегда обращаться гуманно»

.

Источник: https://adantropov.ru/mezhdunarodno-pravovye-akty-predostavljajut-voennoplennym-pravo-na-14628/

Международно-правовой статус военнопленных

Во время плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих, что внешне выражается в том, что им разрешено носить свою форменную одежду, что они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными, а также в том, что по прекращении военных действий их следует незамедлительно репатриировать. Военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, так как именно государство, являясь участником Женевских конвенций, несет ответственность за выполнение своих международных обязательств. в плену ни в каком отношении не является формой наказания. Кроме личного состава вооруженных сил, в III Конвенции перечислен ряд других категорий лиц, имеющих такой же статус: во-первых, это участники движений сопротивления, которые принадлежат к стороне, находящейся в конфликте, и отвечают следующим четырем условиям:

Международно-правовая защита жертв войны

В это понятие, кроме того, включаются лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, а также роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи (беременные женщины или немощные).

Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополченцев, добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также население не оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы и нормы международного гуманитарного права.

Международное право о защите жертв войны

В это понятие, кроме того, входят лица, потерпевшие корабле­крушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети, а так­же другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи.

Режим ране­ных и больных распространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооружен­ными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспонден­тов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также на­селение неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы МГП.

Некоторые аспекты правового статуса военнопленных в международных конфликтах (2005)

В средневековой Европе существовали детально расписанные правила ведения боев между рыцарями и обращения с пленными.

Впервые попытка сформулировать принципы международного права в отношении военнопленных и порядка ведения военных действий была предпринята голландским философом Хуго Гроциусом (1583-1645) в 1625 году.

Он написал трактат «Закон войны и мира», в котором доказывал первичность принципов гуманности по отношению к национальным законам. За заключение двусторонних соглашений между странами, где бы оговаривались правила обращения с захваченными в плен солдатами, выступали в конце XVIII века французские философы-энциклопедисты, такие как Монтескье и Руссо.

Источник: https://pskovyurist.ru/mezhdunarodno-pravovye-akty-predostavljajut-voennoplennym-pravo-na-73373/

Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными»

Международно правовые акты предоставляют военнопленным право на

История человечества неразрывно связано с войнами, которые используются государствами для решения возникающих межгосударственных или общественных противоречий. В результате таких конфликтов и сегодня в разных частях мира люди не только гибнут, но и оказываются в плену, где они нередко подвергаются дискриминациям, унижениям, пыткам.

Чтобы защитить военнопленных от посягательств на жизнь и здоровье, а также обеспечить их всем необходимым для жизни, между государствами заключены ряд нормативно-правовых актов, регулирующих режим военного плена в международном праве. Нарушение режима является уголовным преступлением и влечет уголовную ответственность для лиц, его нарушивших.

История

Положение военнопленных до конца 19-го века регулировалось, в основном, обычаями или внутренними предписаниями неприятельского государства, а в редких случаях — двухсторонними межгосударственными соглашениями.

Например, первые указания относительно транспортировки, размещения и содержания военнопленных появились в России в 1812 году.

Основным документом, регулирующим все вопросы, связанных с размещением и транспортировкой пленных французов, в это время являлось предписание Главнокомандующего в С.- ПетербургеС.К. Вязмитинова от 29.08.1812 г. За № 239.

В соответствии с этим документом запрещалось притеснение пленных, однако, и к их поведению предъявлялись требования.

Согласно циркуляру, французы должны были обеспечиваться одеждой и обувью, лошадьми (12 человека по одной обывательской подводе, по одной пароотводе на двух тяжелобольных людей или 2 офицеров). Кроме этого, им полагалось денежное довольствие (в зависимости от чина) и провиант. Размещались военнопленные постоем у местных жителей.

В реалиях, конечно, не все военнопленные имели одежду по времени года, многие из-за этого болели, питание было, порой, весьма скудным, а озлобленные на врага люди нередко отказывали для места для ночлега. Здесь стоит заметить, что и своих военных государство обеспечивало неважно. Так что сказать, что права и свободы военных французов сознательно попирались, нельзя.

Именно Россия была инициатором создания в 1899 году первой Гаагской конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» — первого документа, который устанавливал единые правила для содержания и обращения с военнопленными на межгосударственном уровне. Безусловно, в его основу лег опыт, полученный Россией во время Отечественной войны 1812 года.

После этого текст соглашения менялся трижды. На данный момент основным правовым документом, определяющим требования к режиму военного плена, является Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными» 1929 г., 1949 г. Государство, ратифицировавшее данную конвенцию, согласно№ 7, во время войны выйти из него не может.

Кроме этого документа вопрос содержания, учета, размещения и транспортировки военнопленных в международном праве регулируется ст. 2 Положения «О законах и обычаях сухопутной войны» (4-я Гаагская конвенция 1907 года и Женевской конвенцией «О защите гражданского населения во время войны» 1949 года).

Основные положения

Основная мысль, которая закладывалась во все документы, которые регулируют режим военного плена в международном праве, является сохранение и защита жизни, здоровья и достоинства военнопленных. Правительство, держащее в плену людей, должно обеспечить за свой счет их содержание, питание, лечение, размещение и транспортировку.

Не допускаются никакого рода дискриминации, никакие меры физического и психологического воздействия на военнопленных, оны должны обеспечиваться всем необходимым для своего существования. Каждый человек должен быть внесен в специальный реестр – если у него нет документов, ему должно быть выдано специальное удостоверение.

Пленные могут работать, но работа это не должна быть связано с войной и не являться особо опасной и тяжелой. Кроме этого, за свой труд они должны получать зарплату. Все ценности, включая денежные, которые находились у них на руках в момент плена, рассматриваются, как личная собственность и не могут быть изъяты у человека безвозмездно.

В документах четка прописываются условия, в которых должны содержаться военнопленные, когда и как должна организовываться их транспортировка (и когда этого делать нельзя). Для размещения пленных могут использоваться и лагеря (и даже, в некоторых случаях, места заключения). Главное, чтобы их условия были не хуже, чем в армии неприятельского государства.

Женевская конвенция 1949 г. «Об обращении с военнопленными» четка обозначила лица, которые могут получить с ее помощью защиту. Согласно конвенции, военнопленными являются: военные и партизаны, добровольцы и ополченцы, обслуживающий персонал воинской части, люди, участвующие в организованном сопротивлении, члены экипажей торговых судов и гражданской авиации.

Кроме этого, в эту категорию считаются попавшими даже обычные граждане – участники стихийных групп сопротивления. В этом случае, чтобы человек мог претендовать на защиту своих прав и свобод в рамках международных соглашений, регулирующих режим военного плена, достаточно того, что это оружие имеется у него в руках, и он соблюдает законы и обычаи войны.

Важно, чтобы были соблюдены все условия для получения статуса военнопленного, так как правовой режим оккупированной территории хоть и предусматривает защиту гражданского населения, но, в отличие от военнопленных, для обычных граждан не предусмотрена возможность связи, а за вооруженное сопротивление могут быть применены соответствующие меры наказания.

Источник: https://sprosi-urista.ru/rezhim-voennogo-plena-v-mezhdunarodnom-prave.html

Адепт в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: